Согласно результатам еще майского соцопроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова, 74% населения не удовлетворены нынешней ситуацией в Украине. Это не много не мало, а почти три четверти населения страны. Если перед помаранчевой революцией 2004 года уровень недоверия прокуратуре, милиции и судам составлял около 40%, то в 2013 году прокуратуре уже не доверяло до 64%, милиции - 70%, а судам - 72% населения! Сегодня все социологи без исключения
констатируют, что недоверие населения к трем основным институтам государственной власти — Президенту, Верховной Раде, правительству в последнее время стремительно взлетело вверх.
То, что фиксировали специалисты несколько месяцев назад, со временем приобрело форму снежного кома, недовольство всеми ветками власти подкрепилось возможным срывом подписания об ассоциации с Европейским союзом в Вильнюсе. Сотни тысяч недовольных граждан Украины 21 ноября 2013 вышли на главные площади страны, но уже не с целью поддержать очередного политического мессию, а отстоять европейские ценности для себя и своих детей.
Сегодня революционные настроения украинского народа зашкаливают. На сегодняшний день в революции 2013 года, которая вот-вот и разразится на главном майдане страны, уже принимают участие представители оппозиционных парламентских партий и многочисленные студенты столичных ВУЗов. Кроме них протесты поддерживают всевозможные активисты со всей страны и звезды украинского шоу бизнеса. А где же представители христианских церквей? Почему молчат главы протестантских деноминаций? Потому ли, что она стоит на позициях пацифизма или по той причине, что поддержка оппозиционных сил, может не лучшим образом аукнуться для нее в будущем? Самым первым и по ходу пока что единственным, поддержку протестующим выразил Архиепископ Греко-Католической церкви Любомир Гузар, который считает, что на майдане сегодня стоит настоящая Украина. Представители православных церквей и главы протестантских объединений видимо выжидают какого-то момента.
Хотя, как показывает история протестных движений в Украине в случае с классическими протестантами и в этот раз скорее всего сработает механизм не вмешательства в политические дела. «Кесарю-кесарево, Богу — Божье», церковь должна быть отделена от политики.
Украинские события последних дней дают хорошую возможность каждому христианину задуматься над тем, как вести себя в революционной ситуации. Стоит ли верующему в Бога человеку участвовать в протестах против власти, выходить на митинги, оказывать сопротивление, или, что еще боле радикально: бросать коктейли Молотова и отвечать ударом биты на удар полицейской дубинки? Можно ли сегодня говорить, что Иисус бросил вызов системе власти, которая существовала в Его время, как считает профессор Нового Завета Нью-Йоркской теологической семинарии Уолтер Винк [1], и, что все-таки Бог хочет, чтобы христиане иногда использовали насилие в защиту справедливости, как говорит профессор Нового Завета в Богословской школе университета Дюк, Ричард Хейз [2] или подобные взгляды ничего общего не имеет с учением Христа?
Ответы на вопросы относительно того, как поступать в революционной ситуации сегодня разделяют христиан Украины на тех, которые открыто, на центральных площадях своих городов, посредством митингов, отстаивают евроинтеграционные процессы и на тех, кто считает, что необходимо всегда покоряться высшей власти, ибо нет власти не от Бога (Рим. 13:1).
Пацифисты скажут Вам, что Христос, отвергал насилие. Когда один из Его учеников отсекает ухо раба первосвященника, желая спасти Иисуса от ареста, Иисус говорит: «Оставьте, довольно» (Мф. 26:25). Согласно Матфею, Христос сказал пустившему в ход нож такие слова: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Христос не раз говорил своим последователям, что они должны любить своих врагов и не отвечать насилием на насилие (Мф. 5:43-48). Пацифизм, в лице тех же менонитов, отвергающий всякого рода насилие, сегодня является жизненной позицией подавляющего большинства баптистов и пятидесятников.
Другой позиции придерживались в свое время представители радикального крыла латиноамериканского Богословия Осовбождения. «Католик, который не является революционером — живет в моральном грехе» [3]; «Я революционер, потому, что я священник» [4]; «Революционные действия — это христианские действия, священная борьба»[5]. Эти слова принадлежат колумбийскому римско-католическому священнику Камило Торресу (Cammilio Torres), одному из первых активистов латиноамериканской Теологии Освобождения. За полтора месяца до своей смерти он стал членом колумбийской Армии национального освобождения (ELN) и был убитым за свои убеждения уже в первом столкновения с государственными военными в 1966 году[6].
Христианские представители революционных движений чаще всего пользуются словами известного афроамериканского борца за свободы черных Джеймса Коуна, который в свое время говорил: «Через неповиновение государству, христиане утверждают свою приверженность Богу как Творцу и выполняют его волю. Ответить на возражение о противлении ненасильственных действий заповеди христианской любви можно указав на то, что насилие уже существует в обществе в виде всевозможных форм несправедливости, угнетения, подавления, эксплуатации и т.д.
Поэтому христианин не выбирает между насилием или не насилием, злом или добром. Он выбирает между большим и меньшим злом. Христианин просто решает, является ли революционное насилие более или менее ужасающим по своим последствиям, нежели насилие, порождаемое системой»[7].
Имея две противоположные точки зрения, стоит все же сказать, что христианин должен занять среднюю позицию. Нельзя избегать участи в социальной жизни общества, но в тот же момент не стоит, согласно учению Христа, прибегать к насилию. Последователь Иисуса должен равняться на Христа, который мыслил, полностью исходя из лучшего будущего для мира и человека. Известный опальный католический богослов Ганс Кюнг, говорит, что Иисус критиковал словом и делом существующий порядок и радикально ставил под вопрос церковный истеблишмент своего времени[8].
Бесспорно, что Иисус был революционером, если под революцией понимать принципиальное преобразование существующих условий в обществе[9]. Более того, Он стоял на позициях «не насильственной революции». С другой стороны Он был более радикальнее, чем любой реформатор, то есть человек, который просто хочет преобразовать определенные вещи. Иисус был более революционным, чем некоторые сегодняшние революционеры[10]. Это не был мудрый дипломат или церковный деятель, который всегда готов пойти на определенный компромисс, чтобы выдержать баланс[11].
В своей книге «Христианский вызов», Кюнг подчеркивает, что самое важное – это то, что Иисус не был «человеком системы»[12]. Иисус, как благочестивый законопослушный моралист – это не тот Иисус о котором можно прочитать на страницах Нового Завета. Его нельзя приписать ни к господствующим, ни к повстанцам, Он был Человеком, который разрушал все устоявшиеся схемы[13].
Все эти мысли должны подтолкнуть украинских христиан к тому, что они должны переосмыслить свое отношение к революции и вновь по новому посмотреть на своего Учителя. Вместо того, чтобы дать конкретный ответ относительно того, пошел бы Иисус сегодня на Майдан или нет. Стоит задать себе конкретный вопрос: «А каким я представляю себе Христа?» Он смиренный агнец или партизан с винтовкой на плече? А может, что-то третье? Может Он все таки радикал, реформатор и революционер, который смог своим не насильственным протестом против господствующего режима повлиять на общество, в котором жил
Ссылки:
[1] У. Винк. Отношение Иисуса к власти. 237-248 // Миротворчество и христианское разрешение конфликтов. Сп.б.: Библия для всех, 2007, с. 237..
[2] Р. Хейз. Этика Нового Завета. М.: ББИ, 2005, с. 426.
[3] P. Berryman. Liberation Theology. New York: Pantheon Book, 1987. p. 4
[4] . Kärkkäinen. Christology. A Global Introduction. Grand Rapids: Baker Academic, 2003, p. 231.; .
[5] H. Conn, “Theologies of Liberation: An Overview” in Tension in Contemporary Theology, ed. S. Gundry; A. Johnson. Chicago: Moody Press, 1979, p. 359
[6] Karkkainer, 231.
[7] Джеймс Г. Коун, представитель черного богословия освобждения. Взято из: В.И. Добреньков. Христианская теология и революция. М.: Издательство политической литературы, 1990. — С. 54-55)
[8] 8. Г. Кюнг. Христианский вызов. М.: ББИ, 2012, с. 87
[9] Там же, с. 90
[10]Там же, с. 104
[11] Там же, с. 96
[12] Там же, с. 97
[13] Там же, с. 138